Основная информация
Кафедра теории и методики начального образования была создана на физико-математическом факультете Калмгосуниверситета в 1985 г.
Коллектив кафедры педагогики
В 1985-86 учебном году открылась специальность «Учитель начальных классов», было зачислено 25 студентов на дневное отделение.
Во многом благодаря деятельности именно этой кафедры в 1987 году был образован педагогический факультет, деканом которого стал к.ф.н., доцент КГУ Колодько Василий Иванович.
Два года на отделении «Педагогика и методика начального обучения» учебный процесс осуществляли преподаватели различных кафедр, но основные предметы: «русский язык», «детская литература» вели Есинова Т.С., Чонаева Д.А.. Математику вела Басангова Р.Б., зоологию – Габунщина Э.Б., физиологию человека — Ушаева И.И., ботанику – Цеденова Л.У., землеведение и краеведение – Белоусова З.Н.
В 1987-88 учебном году появилась кафедра «Педагогика и методика начального обучения», на которую были собраны такие опытные доценты как Бакбушева Н.У., Ефремова В.Ф., Илишкина И.У.; ассистенты Цеденова Л.У., Краснокутская О.А., Манжиева И.Г., Петрашова Н.Д., Белюченко В.И.. Старшим лаборантом работала Шалхакова И.Б. Ушаева
В разное время деканами факультета работали: Панькин А.Б., доктор педагогических наук, профессор, Манцаев Н.Г., кандидат математических наук, с 2006 года деканом факультета работает Кекеева З.О., доктор педагогических наук, профессор.
В 2003 г. зав. кафедрой был избран д.п.н., профессор Панькин Аркадий Борисович, возглавляющий и поныне кафедру, которая в разные времена называлась кафедрой «Начального образования и частных методик», «Педагогики и методики инновационного образования», «Педагогики», последние годы ряды которой пополнились молодыми перспективными преподавателями, бывшими выпускниками кафедры: к.п.н. Кикеевой С.А., к.п.н. Лиджиевой М.А., к.п.н. Манджиевой Е.В.
Важную работу на кафедре с 2003 по 2010 гг. проводил академик РАО д.п.н., профессор Волков Геннадий Никандрович. Он возглавлял научно-исследовательскую лабораторию этнопедагогических инноваций и во многом способствовал укреплению научно-методической базы кафедры.
Научно-исследовательская лаборатория Этнопедагогических инноваций
При кафедре приказом ректора КГУ № 1352 от 02.09.2004 г., в целях научной систематизации этнопедагогических ценностей народов РФ, углубленного, расширенного представления этнопедагогических, этнокультурных идей и идеалов в контексте коренного улучшения подготовки студентов, что предусматривает новаторские поиски в научно-исследовательской работе в сочетании с предметным изучением студентами результатов исследования сотрудников лаборатории была открыта научно-исследовательская лаборатория этнопедагогических инноваций.
В соответствии с поставленной целью и основными направлениями деятельности лаборатории выполняет следующие функции:
- планирует научно-исследовательскую работу в соответствии с общим планом НИР университета;
- организует своевременное и качественное выполнение НИР по утвержденным программам;
- рецензирует поступающие научные работы, соответствующие тематике НИР сотрудников лаборатории;
- устанавливает и развивает деловые контакты с различными этнопедагогическими лабораториями Российской Федерации, научными школами и учреждениями;
- изучает и обобщает опыт работы в области этнопедагогики, этнопсихологии, этнофилософии, этнокультурологии и других междисциплинарных наук с целью внедрения его в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений Республики Калмыкия.
Регулярно, два раза в месяц, в условиях большой посещаемости и активности участников, проходят заседания лаборатории. В работе лаборатории принимают участие преподаватели КГУ, системы СПО, учителя школ РК, представители общественных организаций, аспиранты и соискатели. На заседаниях заслушиваются отчеты о проводимых и завершенных научно-педагогических исследованиях, аспирантов и соискателей. Подготовлено к защите и защищено 4 докторские и 32 кандидатских диссертаций.
Расширяется связь с вузами и научными центрами России. Осуществляется подготовка 24 аспирантов и большого количества соискателей. Совместно с Министерством образования и науки РК ежегодно проводятся научно-практические конференции: «Этнопедагогика в условиях полиэтнической среды».
Основные направления научной работы
- Педагогика
- Этнопедагогика
- Система непрерывного образования
Область научных интересов
- Педагогика
- Управление педагогическими системами
- Этнокультурная коннотация содержания непрерывного образования
Научные связи
- Армавирский государственный университет
- Астраханский государственный университет
- Атырауский государственный университет (Республика Казахстан)
- Бурятский государственный университет
- Волгоградский государственный педагогический университет
- Евразийский универститет им. Л.Н. Гумилева
- Московский государственный психолого-социальный институт
- Невинномысский институт экономики, управления и права
- Пятигорский государственный лингвистический университет
- Северо-Восточный государственный университет (Якутия)
- Ставропольский государственный университет
- Тывинский государственный университет
- Ховдский государственный университет (Монголия)
- Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева